Становление женской идентичности и упражнение


Тема женской идентичности мне лично очень интересна. Причины моего интереса связаны с моим личным опытом, когда-то и мне пришлось до прожить в своей терапии все кризисы женской идентичности. Сегодня я расскажу о эдипальном периоде, пубертатного периоде и предложу упражнение.
Начать хочу с того, что в практике часто сталкиваюсь с тем, что молодая, цветущая, красивая девушка не считает себя девушкой или женщиной, не принимает свою женственность и сексуальность, а считает скорее девочкой или бунтующим подростком, а иногда вообще ей сложно ответить на вопрос «кто я?». Кстати, а как вы можете ответить на этот вопрос?
Обычно это связано с не до прожитыми кризисами взросления.
Итак, период эдипального кризиса приходится на возраст 3-5 лет. Фаза эта отказа от младенческого всемогущества над людьми, фаза формирования вины. В этот период девочке приходится признать, что не все подвластно ее капризам и слезам, и чтобы быть принятой другими необходимо соблюдать принятые нормы.
Так же в этот период девочка сталкивается с реальностью, что папа партнёр мамы, что папа не принадлежит девочке. В этот период будет конкуренция с мамой. Правильный итог выхода из кризиса- это признание мамы, как более взрослой, зрелой женщины. Тогда девочка с мамой не конкурирует, а берет пример, стремиться когда-то стать такой же как мама, формируется альянс.
Если кризис не до прожит, то часто идентичности путаются, возникает конкуренция ради конкуренции. То есть различия не осознаются рядом с другими женщинами, их идентичностей и понимания за что конкуренция.
Например, сестра мужа может конкурировать с женой, хотя замуж вроде бы за брата не собирается. Или взрослая дама, которая ярко красится и одевается слишком молодёжно, вступает тем самым в конкуренцию с молодыми девушками. Пытаясь найти подтверждение своей женской идентичности и сексуальности.
Идентичности спутаны и следовательно не понятно за что конкуренция. Так же тут присоединяется вопрос границ, точнее их не различие: где я, а где другой. Это мое, а это мне не принадлежит.
Следующий кризисный период – это период пубертатного возраста. Здесь опять возникнет конкуренция, но задачи заключаются в отсоединении от образа матери, приобретении своей идентичности через формирование своих особенностей, потребностей и предпочтений. Мамы обычно в этом процессе много тревожатся, а девочке требуется поддержка и признание ее женственности, особенностей и различий с мамой или маминым образом успешности, красоты, образованности и т.д. Если девочка начинает хамить/врать, просить стучаться при входе в ее комнату, красить волосы в разные цвета, носить странную одежду и мама это стойко выносит, не стыдя – «оделась как пугало» и прочие сравнения, «ведешь себя как девка» и пр., «какие от мамы могут быть секреты, мама самый важный человек на свете» – у девочки формируется ее «я», здоровая самооценка, так как она принимается любой. В противном случае страдает самооценка, отсутствует доверие к себе и своим решениям, желаниям и потребностям. Так же в этом возрасте у девочки, как у любого подростка, возникает конкуренция со сверстницами, здесь важна поддержка и признание матери. Иначе, во взрослом возрасте может возникнуть избегание конкуренции или травматичное восприятие выбора не в пользу девочки. Так же, если кризис не допрожит, начинается попадание в слияние с кем-то, чтобы не быть другой. Ведь в детстве стыдили за это и это не принимали.
К сожалению, идентичность – это не врожденное, а приобретенное явление. Доращивать в себе, осознавая эту борьбу с образом мамы или оставлять все как есть, выбор каждого.
Предлагаю перейти к упражнению:
Необходимо ответить на 4 вопроса, отследив, где был ступор и какие чувства у вас были при написании ответа на каждый вопрос.
1. Чем я похожа на свою маму и мне это нравится?
2. Чем я похожа на свою маму и мне это НЕ нравится?
3. Чем я Не похожа на свою маму и мне это нравится?
4. Чем я НЕ похожа на свою маму и мне это НЕ нравится
Годятся не только качества, но и волосы, форма глаз, качество кожи, зубов, блины готовите такие же вкусные. Все что угодно!
По расшифровке:
Ответ на первый вопрос это ресурс мамы и как вы можете на него опираться. Учитывая статью про эдипов период, важно ощущать эти опоры мамы и рода в себе. Второй вопрос это тоже про ресурсы мамы и ваш выбор брать это или нет. То есть это такой промежуточный вопрос между эдиповым и пубертатным периодом. Третий вопрос – это свой приобретенный ресурс, гордость за свою уникальности и женскую силу. Третий вопрос хороший индикатор пройден ли пубертатный период, стыдитесь ли вы своих достижений или горды собой, радуетесь и хвалите себя. Четвертый вопрос –можете ли вы признавать, что какие-то ресурсы лучше у других женщин, возможность признавать восхищение к матери.
Понравилось? Поделитесь?